Лого Diod System
Как влияет свет на восприятие товара и каковы особенности при выборе освещения для торговых заведений существуют? Общие рекомендации и нормативы.

Требования к расчету освещенности магазинов регламентируются СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23–05–95», основанном на СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение», изданном еще в 1979 году.

Изменения в требованиях незначительные – установлено минимальное значение освещенности в 500 лк для торговых залов супермаркетов. Для торговых залов магазинов посудных, мебельных, спорттоваров, стройматериалов минимальный порог освещенности увеличен с 200 до 300 лк.

Магазины образца 1979г. существенно отличались от нынешних, как и задачи освещения. Универмаги и гастрономы имели большие витрины, которые обеспечивали хорошее естественное освещение в просторных залах. Сама торговля преимущественно осуществлялась из-за прилавков. При режиме работы магазина с 8:00 до 17:00 в ясную погоду освещенность на полках составляла 1000-2000 лк. В условиях плановой экономики и дефицита, у магазинов не было нужды конкурировать за внимание и деньги покупателя. Освещение играло только свою функциональную роль – давало искусственный свет, если не хватало естественного.

Теперь естественный свет в магазине воспринимается как серьезная помеха – он находится в постоянной динамике, что плохо сказывается на восприятии товара. С точки зрения проектирования торговых площадей окно – это потеря полезного пространства. Как следствие, в современных торговых центрах естественное освещение отсутствует полностью, а если и присутствует – то только в фуд-зонах и переходах галерей. Торговый зал, как правило, представляет собой ряды стеллажей или вешалок. И если прежде искусственные 300 лк в совокупности с естественным солнечным светом обеспечивали комфортную для покупателя освещенность, теперь их недостаточно.

Опыт крупных сетевых компаний свидетельствует, что оптимальный уровень освещенности торгового зала – 800-1200 лк. Конечно, можно положиться на СП и довольствоваться 300-500 лк, но покупатель в свою очередь может «проголосовать рублем» за другой магазин, где ему не придется разглядывать ценники в полутьме. Общее освещение должно обеспечивать возможность любому человеку свободно разглядывать товары, ценники, инструкции, комфортно чувствовать себя и легко ориентироваться в торговом зале.

Необходимо также учитывать и формат магазина. Если торговый зал состоит из стеллажей или стендов 2-3м в высоту (не редкость в сетевых гипермаркетах), важно обеспечить достаточную освещенность на нижних ярусах. Этой цели можно достичь за счет сфокусированного светового потока светильников общего освещения – используя линзы, либо размещая дополнительную локальную подсветку на полках с товарами.

Разумеется, не стоит бросаться и в другую крайность: чересчур яркий свет на 2000-3000 лк вызывает дискомфорт для глаз покупателей, провоцируя раздраженность и недовольство, и не способствует извлечению прибыли для собственника. Зависимость освещенности от количества светильников – пропорциональная, соответственно, повышение освещенности влечет за собой не только затраты на оборудование, но и оплату повысившегося потребления электроэнергии. Важно придерживаться «золотой середины».

Организация освещения теперь является важной составляющей системы мерчендайзинга в магазине. Основа правильного света – не только подсветка витрин и хорошая освещенность товара, но и верно подобранная цветовая температура, равномерность засветки, зонирование. Основной принцип световой композиции торгового зала – нарастание освещенности к периметру, поскольку там не должны образовываться темные участки и углы. Направленному и равномерному распределению потоков покупателей способствует акцентное освещение. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20–60% Фокусирование внимания происходит за счет контраста общего света к экспозиционному 1:3–5. Если в торговом зале освещенность составляет 800-1200 лк, то в выделенной зоне требуется 2500-3500 лк.

Общие рекомендации при выборе освещения для торгового зала:

- средняя освещенность 800-1200 лк. Это комфортный уровень, позволяющий посетителям в деталях разглядеть товар и охотно совершать покупки.

- индекс цветопередачи не ниже CRI=80. Чем выше этот индекс, тем меньше искажаются цвета при искусственном освещении. Это особенно важно при продаже товаров, цветовые нюансы которых крайне важны для покупателя – одежды, аксессуаров, декоративной косметики.

- пульсация не более 5%. Мерцание создает нагрузку на зрение сотрудников и покупателей, портит вид торгового зала.

- естественный свет. Предпочтителен нейтральный свет, максимально близкий к естественному солнечному свету. Следует помнить, что при цветовой температуре менее 4000К значительно искажаются цвета объектов.

Документальных подтверждений пропорциональной зависимости между ростом продаж и уровнем освещенности пока нет. Однако невозможно оспорить тот факт, что удачное освещение способствует повышению продаж, а неудачное снижает продажи даже востребованного товара. Экономить на освещении невыгодно. Люди инстинктивно тянутся к свету. Хорошоосвещенный, использующий световые акценты магазин выделится из череды однотипных торговых точек, привлечет покупателя и заставит заглянуть внутрь. 

Таблица 1 – Нормы освещения магазинов

N   

 

Помещение

Освещенность рабо-чих поверхностей, лк

1.

Торговые залы супермаркетов

500

2.

Торговые залы магазинов без самообслуживания: продовольственные, книжные, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро- и радиотоваров, игрушек и канцтоваров

 

300

3.

Торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания

400

4.

Торговые залы магазинов: посудные, мебельные, спорттоваров, стройматериалов

300

5.

Примерочные кабины, залы демонстрации новых товаров

300

6.

Отделы заказов, бюро обслуживания

300

7.

Помещения для подготовки товаров к продаже: разрубочные, фасовочные, комплектовочные отдела заказов

300

8.

Помещения для подготовки товаров к продаже: помещения нарезки тканей гладильные, мастерские магазинов, радио-, электротоваров

400

9.

Помещения главных касс

300

10.

Мастерские подгонки готового платья

400

11.

Рекламно-декорационные мастерские, мастерские ремонта оборудования и инвентаря, помещения бракеров

300

   

Рис. 1 – Универсальный магазин «Юбилейный», СССР


Рис.2 – Гипермаркет «Ашан», г. Краснодар

https://litewell.ru/upload/iblock/118/resize_LED-krasniy-yar-gal-02.jpg

Рис.3 – Акцентное освещение в магазине

 

https://nasvitlo.com/uploads/cri-contrast.jpg

Рис.4 – Восприятие цвета объекта в зависимости от CRI

https://support.solidangle.com/download/attachments/5178018/image2016-11-24%2016%3A16%3A0.png?version=1&modificationDate=1480000022000&api=v2

Рис. 5 – Цветовая температура светильника

https://kudago.com/media/images/place/b4/66/b4665d726e5038bc4f6b1c21e0fdcbd4.jpg

Рис.6 – Борьба за внимание покупателя в ТЦ

5 4.9 8
Также вас может заинтересовать
Подпишитесь на наши новости
Почему и о чем? Какова причина? Зачем? Что? Когда? Как часто? Информация о всем о этом